Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.05.2014 N 1060-П "О развитии горноклиматических курортов на территории Краснодарского края"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. № 1060-П

О РАЗВИТИИ ГОРНОКЛИМАТИЧЕСКИХ КУРОРТОВ
НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Заслушав и обсудив информацию министра курортов и туризма Краснодарского края Е.В. Кудели о развитии горноклиматических курортов на территории Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в крае проводится комплексная работа по созданию условий для использования природно-рекреационного потенциала горных территорий Краснодарского края в целях создания горноклиматических курортов и развития различных видов туризма.
Природные и климатические ресурсы горных (Сочи, Апшеронский, Мостовский районы) и горно-предгорных (Отрадненский, Северский, Туапсинский районы, город Горячий Ключ) территорий края обладают уникальными возможностями для развития всех видов активного туризма, а также лечебно-оздоровительного отдыха.
Однако, несмотря на ежегодно растущий поток туристов в горные и горно-предгорные районы Краснодарского края, неразвитая инфраструктура, а также низкое качество обслуживания отдыхающих препятствуют реализации туристско-рекреационного потенциала данных территорий.
При условии создания на данных территориях инженерной, транспортной и туристской инфраструктур, а также обеспечения высокого качества предоставляемых услуг действующие горноклиматические курорты, а также горноклиматические курорты, планируемые к созданию на территориях муниципальных образований Апшеронский район, Отрадненский район, Мостовский район, Северский район и других горных и горно-предгорных территориях Краснодарского края, с учетом природно-рекреационных возможностей имеют все предпосылки для обеспечения конкурентоспособности на международном рынке и высокой привлекательности для туристов.
В соответствии с краевой целевой программой "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2011 - 2017 годы, утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 мая 2010 года № 400 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края" на 2011 - 2017 годы" (далее - Программа), в период 2011 - 2013 годов был реализован ряд мероприятий, направленных на развитие следующих муниципальных образований: Абинский район, Апшеронский район, Северский район, Мостовский район, Отрадненский район, город Горячий Ключ.
В 2011 - 2012 годах проведено комплексное экологическое обследование территорий муниципальных образований Абинский район, Апшеронский район, Северский район с целью придания им статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В 2011 году разработаны проекты округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов местного значения, в том числе Апшеронского района (город Апшеронск, город Хадыженск, станица Нефтяная), Мостовского района (поселок Мостовской, поселок Псебай, курорт Куйбышев), Отрадненского района (станица Отрадная, станица Удобная). Общий объем финансирования мероприятий составил 4,7 млн. рублей.
Подготовлена карта (план) границ зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта краевого значения Горячий Ключ, объем финансирования - 1,4 млн. рублей.
Одним из наиболее масштабных инвестиционных проектов в курортной сфере Краснодарского края на сегодняшний день является создание горноклиматического курорта Лагонаки на территории Апшеронского района, финансирование которого осуществляется в рамках подпрограммы "Создание горноклиматического курорта Лагонаки и объектов, обеспечивающих его функционирование" на 2014 - 2017 годы государственной программы Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" на 2014 - 2017 годы (далее - Подпрограмма).
В период 2011 - 2012 годов разработаны генеральные планы Нижегородского и Мезмайского сельских поселений Апшеронского района. На финансирование указанных мероприятий выделены средства краевого бюджета в общей сумме 59,4 млн. рублей.
В 2013 году разработана схема санитарной очистки территории создаваемого горноклиматического курорта Лагонаки с финансированием из краевого бюджета в размере 1,2 млн. рублей, выполнен первый этап экологического мониторинга окружающей среды создаваемого горноклиматического курорта Лагонаки с объемом финансирования 1,2 млн. рублей.
В рамках Подпрограммы за счет средств дорожного фонда Краснодарского края в 2013 году выполнен первый этап работ по подготовке проектной документации автодороги "пос. Мезмай - река Молочная" на сумму 45,9 млн. рублей.
Проведены мероприятия по рекламно-информационной поддержке, направленные на популяризацию территории проектируемого курорта Лагонаки для инвесторов и потенциальных посетителей, с объемом финансирования 15,1 млн. рублей.
В 2014 году на реализацию мероприятий Подпрограммы в краевом бюджете запланированы финансовые средства в размере 165,0 млн. рублей.
Реализацию первого этапа создания горноклиматического курорта Лагонаки планируется завершить к 2018 году. Согласно концепции к этому времени единовременная емкость курорта составит около 7000 человек, в том числе в средствах размещения - 1000 человек. В горнолыжную инфраструктуру первого этапа войдут 14 канатных дорог и 35 горнолыжных трасс общей протяженностью около 50 километров, будет создано 2 тыс. рабочих мест, а с учетом смежных отраслей будет трудоустроено около 4 тыс. человек населения Краснодарского края.
Годовой объем услуг в сфере туризма и смежных отраслей (питание, торговля, прокат снаряжения) на первом этапе составит 2,9 млрд. рублей. В результате объем налоговых доходов краевого бюджета от реализации первого этапа горноклиматического курорта Лагонаки (с учетом сопутствующих отраслей) составит около 290 млн. рублей.
Масштабные мероприятия, проведенные в связи с подготовкой XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр, обеспечили развитие города-курорта Сочи как горноклиматического курорта международного уровня. Сформирован новый позитивный имидж Краснодарского края как одного из горнолыжных центров России.
Мероприятия были реализованы в рамках краевой целевой программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта", утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2009 года № 723 (далее - краевая целевая программа).
Общий объем финансирования краевой целевой программы (2008 - 2013 годы) составил 121846,0 млн. рублей (федеральный бюджет - 86709,8 млн. рублей, краевой бюджет - 33597,3 млн. рублей, местный бюджет - 1538,9 млн. рублей).
На сегодняшний день мероприятия краевой целевой программы реализованы полностью:
построено 373,2 км инженерных сетей (электроснабжения - 62,1 км, теплоснабжения - 20,4 км, водоснабжения - 117,8 км, канализования - 130,7 км, газоснабжения - 13,7 км, связи - 28,5 км);
построено и реконструировано более 20 новых трансформаторных подстанций 110 кВ и 220 кВ;
введен в эксплуатацию газопровод среднего давления к спортивно-туристическому комплексу "Горная Карусель" протяженностью 2,9 км;
построено 25 объектов транспортной инфраструктуры; общая протяженность вновь введенных в эксплуатацию внутригородских автомобильных дорог составила 35,4 км; капитально отремонтировано 81,8 км существующих автомобильных дорог с общей площадью асфальтобетонного покрытия 456,8 тыс. м2, осуществлена реконструкция малой объездной автомобильной дороги через р. Сочи в районе Краснодарского кольца (5,1 км), построен новый автодорожный мост через р. Сочи с устройством транспортной развязки (1,924 км с учетом съездов).
Реализован ряд мероприятий по благоустройству городских территорий и созданию безбарьерной среды: муниципальные объекты оснащены пандусами (41 штука), подъемными платформами (26 штук), устройствами напольной и настенной тактильной разметки (1239 м2). Указанные мероприятия обеспечили доступность города-курорта Сочи для людей с ограниченными физическими возможностями.
В целях повышения качества сервиса в средствах размещения на территории города-курорта Сочи реализована программа повышения квалификации по трем основным стандартам: профессиональные компетенции, иностранный язык и олимпийское гостеприимство. Обучение прошли специалисты 110 объектов санаторно-курортной и туристской сферы общей численностью 4254 человека.
В период с 2013 года до начала 2014 года город-курорт Сочи получил дополнительно около 40 тысяч современных гостиничных номеров, прошедших классификацию в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проведенная на территории города-курорта Сочи обязательная классификация гостиниц и иных средств размещения показала исключительную важность экспертной оценки соответствия объектов туриндустрии принятым стандартам и присвоения им соответствующей категории. Принятые меры стали неотъемлемой составляющей успешного проведения престижных мероприятий мирового и международного уровня.
Создана современная горнолыжная инфраструктура горноклиматического курорта Сочи на базе горнолыжных комплексов "Роза Хутор", "Горная Карусель", "Газпром", "Альпика-Сервис" с общей пропускной способностью в день до 36,5 тыс. человек.
В настоящее время качество услуг горноклиматического курорта Сочи вполне сопоставимо с европейскими горнолыжными курортами, в то же время затраты на один день горнолыжного отдыха в Краснодарском крае с учетом проживания, питания, билета на пользование подъемниками (ски-пасс) и проката оборудования значительно ниже, чем в Европе (Австрия - 12,8 тыс. рублей, Италия - 12,7 тыс. рублей, курорт Сочи - 7,5 тыс. рублей). Существуют также дополнительные преимущества отдыха для россиян в Сочи в сравнении с похожими зарубежными курортами - отсутствие языкового барьера и дополнительных расходов на авиаперелет и оформление визы.
Увеличение потока туристов на территорию горноклиматического курорта Сочи способствовало росту налоговых поступлений в консолидированный бюджет края от функционирования предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса города-курорта Сочи. Так, в 2011 году объем полученных налогов составил 1460,1 млн. рублей, в 2012 году - 1663,6 млн. рублей, в 2013 году - 1955,6 млн. рублей.
Несмотря на то что часть горных и горно-предгорных территорий Краснодарского края развивается довольно динамично, необходимо отметить, что большинство территорий края с высоким природно-рекреационным потенциалом для создания горноклиматических курортов на сегодняшний день слабо изучено, не проводились исследования природоохранной, рекреационной, оздоровительной ценности, геологические изыскания, разведка запасов пресной воды и другие исследования.
К числу проблемных вопросов развития на горных и горно-предгорных территориях Краснодарского края горноклиматических курортов относится расположение данных территорий на землях лесного фонда. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование земельных участков лесного фонда в рекреационных целях допускается только под строительство физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Вместе с тем развитие курортов предполагает строительство средств размещения, объектов общепита, развлекательных сооружений и другой инфраструктуры.
Одной из серьезных проблем является сезонность спроса на услуги горноклиматических курортов Краснодарского края. При этом европейские курорты благодаря развитой туристской инфраструктуре и эффективной концепции круглогодичного использования туристских объектов в межсезонье получают до 50 процентов доходов.
Для того чтобы обеспечить насыщенный и интересный отдых вне горнолыжного катания, при разработке концепции горноклиматических курортов необходимо предусмотреть дополнительные виды отдыха, как активные - всесезонные парки развлечений, конные прогулки и пешие туристские походы, так и отдых лечебной и оздоровительной направленности - бальнеологические учреждения и СПА-центры.
Организация СПА-центров в сравнении с предоставлением бальнеопроцедур на базе гостиниц не требует столь высоких затрат на приобретение оборудования и подготовку персонала. В то же время услуги СПА становятся все более популярными и с точки зрения соответствия запросам целевой аудитории горнолыжных и горноклиматических курортов выигрывают, так как их потребители предпочитают в основном активные виды отдыха и не заинтересованы в лечении. При этом СПА-предложения гостиниц могут быть приятным дополнением к отдыху.
Необходимо также отметить, что на сегодняшний день недостаточное внимание уделяется подготовке и повышению квалификации персонала, занятого в курортно-туристской сфере горных и горно-предгорных курортных территорий Краснодарского края. В муниципальных образованиях, за исключением города-курорта Сочи, отсутствуют программы повышения профессионального мастерства специалистов санаторно-курортного и туристского комплекса, не применяются методы материального стимулирования качества труда.
С целью обеспечения развития горноклиматических курортов на территории Краснодарского края, а также эффективного их функционирования Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию министра курортов и туризма Краснодарского края Е.В. Кудели о развитии горноклиматических курортов на территории Краснодарского края принять к сведению.
2. Рекомендовать министерству курортов и туризма Краснодарского края:
1) продолжить работу:
по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в области санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края;
по повышению инвестиционной привлекательности горных и горно-предгорных территорий Краснодарского края;
по мониторингу проведения классификации объектов туристской индустрии, функционирующих и вновь создаваемых на горных и горно-предгорных территориях Краснодарского края;
по популяризации природно-рекреационных, туристских и оздоровительных возможностей горных и горно-предгорных территорий Краснодарского края и продвижению горноклиматических курортов Краснодарского края;
2) включить в государственную программу Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" на 2014 - 2017 годы следующие мероприятия:
разработка концепции развития перспективных горных и горно-предгорных территорий Краснодарского края в целях создания горноклиматических курортов;
подготовка документации по планировке горных и горно-предгорных территорий Краснодарского края, предусматривающей размещение объектов инженерной, транспортной, а также туристской инфраструктур для создания горноклиматических курортов;
создание инженерно-транспортной инфраструктуры горных и горно-предгорных территорий Краснодарского края, обладающих природно-рекреационными характеристиками горноклиматических курортов;
проведение исследований природоохранной, рекреационной и оздоровительной ценности горных и горно-предгорных территорий Краснодарского края для анализа возможности их эффективного использования в целях развития горноклиматических курортов;
повышение квалификации кадров, занятых на предприятиях санаторно-курортного и туристского комплекса горных и горно-предгорных территорий Краснодарского края;
разработка единой концепции благоустройства мест остановок отдыхающих при перемещении по курортным территориям Краснодарского края;
организация рекламно-информационного обеспечения туристского продукта горных и горно-предгорных курортных территорий Краснодарского края;
организация информационных туров для средств массовой информации и туроператоров на горные и горно-предгорные территории Краснодарского края, обладающие высоким природно-рекреационным потенциалом;
организация работы по популяризации активного отдыха и туризма в Краснодарском крае среди населения;
3) разработать в срок до 1 января 2015 года:
методические рекомендации по организации туристских маршрутов и согласованию паспортов туристских маршрутов на территории Краснодарского края;
рекомендации по развитию и популяризации СПА-туризма в регионе.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, на территории которых существуют благоприятные условия для развития горноклиматических курортов:
организовать работу по доведению информации правообладателям гостиниц и иных средств размещения о необходимости классификации данных объектов;
инициировать включение в государственную программу Краснодарского края "Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса" на 2014 - 2017 годы мероприятий по созданию инженерно-транспортной инфраструктуры горных и горно-предгорных территорий, планируемых для создания горноклиматических курортов;
осуществить благоустройство мест остановок отдыхающих при перемещении по курортным территориям муниципального образования, в том числе обустройство площадок перед объектами туристского показа, общественно-транспортных парковок, создание и улучшение санитарно-гигиенических условий;
обеспечить условия для создания новых объектов туристского показа на территории муниципального образования;
продолжить работу по развитию активных видов туризма на территории муниципального образования.
4. Рекомендовать администрации муниципального образования город-курорт Сочи:
продолжить работу по доведению информации правообладателям объектов горнолыжной инфраструктуры, гостиниц и иных средств размещения о необходимости классификации вновь создаваемых объектов;
совместно с собственниками горнолыжных комплексов "Роза Хутор", "Горная Карусель", "Газпром", "Альпика-Сервис" проработать вопрос о введении единого билета на пользование подъемниками (ски-пасс) на территории горноклиматического курорта Сочи;
продолжить работу по повышению привлекательности горноклиматического курорта Сочи для отдыхающих и обеспечению круглогодичного функционирования за счет формирования эффективного туристского продукта, а также развития дополнительных услуг;
обеспечить проведение рекламно-информационных и событийных мероприятий, направленных на популяризацию и продвижение горноклиматического курорта Сочи.
5. Рекомендовать министерству промышленности и энергетики Краснодарского края и министерству строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края на основании разработанной концепции развития перспективных горных и горно-предгорных территорий Краснодарского края в целях создания горноклиматических курортов подготовить обоснования по мероприятиям в рамках создания объектов инженерно-транспортной инфраструктуры горных и горно-предгорных курортных территорий Краснодарского края и инициировать включение данных мероприятий в государственные программы федерального и краевого уровней.
6. Рекомендовать министерству природных ресурсов Краснодарского края инициировать внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих возможность создания на лесных участках (защитные леса), предусмотренных под рекреационную деятельность, туристских объектов, в том числе объектов размещения, питания и развлечений, связанных с эксплуатацией и развитием горноклиматических курортов.
7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма.

Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ


------------------------------------------------------------------