Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 по делу N А32-1434/2014 <О признании частично недействующим пункта 2.4.2 административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного Постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 N 205, о признании недействующим пункта 3.2.1 приложения N 2 к Постановлению Главы города Сочи от 27.05.2009 N 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и инструкции о порядке подготовки схемы">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. по делу № А32-1434/2014
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 апреля 2014 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Гречко О.А.,
судей Данько М.М., Левченко О.С. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Амбелиди В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валерьевны
к Администрации города Сочи
о признании недействующими нормативного акта
при участии:
заявитель: Берг О.В. дов. от 07.08.2012 г.
ответчик: Арутюнов В.В. дов. от 23.12.2013 г.
установил:
Заявитель обратился к заинтересованному лицу с требованиями о признании недействующими:
1) пунктов 2.4.2, 2.5.1 и п. 2.5.2 Административного регламента по предоставлению Администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205;
2) п. 2.5.1 Административного регламента г. Сочи утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205 в полном объеме как противоречащего ст. 7 210-ФЗ, (устанавливающий не предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги);
3) приложения № 1 и пунктов 2.4, 3.1, 3.2 приложения № 2 к постановлению Администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180 в части обязанности заявителя представлять для получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указанные ниже документы и права Администрации города Сочи отказывать в предоставлении этой схемы при их непредоставлении (приостанавливать предоставление схемы):
- нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов;
- копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии;
- справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове;
- расчет минимальной площади земельного участка;
- технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов;
- справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи;
- кадастровый план соответствующей территории;
- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления (далее также - схема).
Воспользовавшись правом, предоставленным ст. 49 АПК РФ заявитель изменил требования, дополнив их требованием о признании Административного регламента по предоставлению Администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205 недействующим в целом.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на несоответствие оспариваемого постановления ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Земельному кодексу РФ, не предусматривающему такой самостоятельной муниципальной услуги, как утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Администрация считает оспариваемое постановление соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
В силу части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в совокупности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ, положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.96 основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц.
Из заявления о признании недействующим Административного регламента по предоставлению Администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205 следует, что заявитель оспаривает данный нормативный акт по основаниям его несоответствия статье 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части обязанности заявителя представлять для получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указанные документы и права Администрации города Сочи отказывать в предоставлении этой схемы при их непредоставлении (приостанавливать предоставление схемы), Земельному кодексу РФ, не предусматривающему такой самостоятельной муниципальной услуги, как утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В обоснование нарушения данным нормативным актом прав заявитель ссылается на лишение его в результате принятия оспариваемого постановления возможности получения от ответчика в установленном законом порядке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка под зданием, которое заявитель намерен приобрести в г. Сочи для осуществления предпринимательской деятельности.
В силу статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 37 указанного Федерального закона полномочиями по решению вопросов местного значения наделена местная администрация.
Постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" утвержден Административный регламент по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.4.2 Административного регламента получатель муниципальной услуги прилагает к заявлению нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления.
Учитывая, что согласно пунктам 2.5.1. и 2.5.2. Административного регламента отсутствие одного из документов, указанных в пункте 2.4.2., является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги либо для приостановления ее предоставления, суд приходит к выводу о том, что Административным регламентом в пункте 2.4.2. предусмотрена обязанность получателя муниципальной услуги представлять вышеперечисленные документы при обращении за получением муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Однако, статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе; осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Поскольку правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления, Администрация города Сочи имеет возможность получить в порядке информационного взаимодействия от иных органов местного самоуправления и иных государственных органов, возложение такой обязанности на получателя муниципальной услуги не соответствует ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Оспариваемый пункт Административного регламента в той мере, в которой он возлагает на получателя муниципальной услуги обязанность по представлению указанных документов и возможность в случае их непредставления отказать или приостановить оказание услуги, нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Утвержденная постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" Инструкция о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предусматривающая в пункте 3.2.1 возможность приостановления выдачи схемы при непредоставлении заявителем документов, указанных в пункте 2.4. Инструкции, в той мере, в которой она возлагает обязанность на заявителя представить указанные в инструкции документы, не соответствует ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя в рассматриваемой сфере правоотношений.
С учетом изложенного пункт 2.4.2 Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" в части обязанности получателя муниципальной услуги приложить к заявлению нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления, утвержденный постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" пункт 3.2.1 приложения № 2 к постановлению Администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180, являются недействующими поскольку они противоречат положениям статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагая на него дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством обязанности.
В указанной части заявленные требования подлежат удовлетворению.
В остальной части вышеуказанные акты соответствуют ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Земельному кодексу Российской Федерации, поскольку не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не возлагают на него дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством обязанности.
Так, пункты 2.5.1. и 2.5.2. Административного регламента при признании недействующим пункта 2.4.2. Административного регламента исключают возможность истребования от получателя муниципальной услуги не предусмотренных законом документов, исключая, тем самым, и возможность приостановления или отказа в оказании услуги по основаниям непредставления документов, указанных в пункте 2.4.2 Административного регламента. Остальные основания для отказа в предоставлении услуги либо для ее приостановления не противоречат закону, имеющему большую юридическую силу.
Довод заявителя о том, что Административный регламент противоречит Земельному кодексу РФ, не предусматривающему такой самостоятельный вид услуги, как выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, является несостоятельным.
Административный регламент не устанавливает основания для выдачи схемы, а лишь определяет порядок оказания данной услуги. То обстоятельство, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается при предоставлении земельных участков по основаниям, установленным различными нормами Земельного кодекса (ст. 36, ст. 34, ст. 30, ст. 31) по смыслу Административного регламента не означает, что им установлена самостоятельная муниципальная услуга по отношению ко всем указанным нормам земельного законодательства. Таким образом, применение Административного регламента ограничивается теми случаями, когда схема выдается на основании заявления гражданина или юридического лица, например в случае, установленном пунктом 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Иного оспариваемый акт не устанавливает.
Инструкция о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденная постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" и приложение № 1 к указанному постановлению не затрагивают прав заявителя, за исключением признанного недействующим пункта 3.2.1, поскольку указанной Инструкцией регулируются вопросы подготовки схемы, ее согласования и формы органами местного самоуправления, какие-либо обязанности на заявителя (получателя услуги) данная Инструкция не возлагает.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 167 - 170, 191 - 196 АПК РФ,
решил:
Признать недействующим утвержденный постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории"
пункт 2.4.2 Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" в части обязанности получателя муниципальной услуги приложить к заявлению нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления, как не соответствующий ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Признать недействующим утвержденный постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" пункт 3.2.1 приложения № 2 к постановлению Администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180, как не соответствующий ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В остальной части в удовлетворении требований отказать, признать вышеуказанные акты в остальной части соответствующими ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья:
О.А.ГРЕЧКО
Судьи:
М.М.ДАНЬКО
ЛЕВЧЕНКО О.С.
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. по делу № А32-1434/2014
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 апреля 2014 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Гречко О.А.,
судей Данько М.М., Левченко О.С. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Амбелиди В.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валерьевны
к Администрации города Сочи
о признании недействующими нормативного акта
при участии:
заявитель: Берг О.В. дов. от 07.08.2012 г.
ответчик: Арутюнов В.В. дов. от 23.12.2013 г.
установил:
Заявитель обратился к заинтересованному лицу с требованиями о признании недействующими:
1) пунктов 2.4.2, 2.5.1 и п. 2.5.2 Административного регламента по предоставлению Администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205;
2) п. 2.5.1 Административного регламента г. Сочи утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205 в полном объеме как противоречащего ст. 7 210-ФЗ, (устанавливающий не предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги);
3) приложения № 1 и пунктов 2.4, 3.1, 3.2 приложения № 2 к постановлению Администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180 в части обязанности заявителя представлять для получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указанные ниже документы и права Администрации города Сочи отказывать в предоставлении этой схемы при их непредоставлении (приостанавливать предоставление схемы):
- нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов;
- копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии;
- справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове;
- расчет минимальной площади земельного участка;
- технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов;
- справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи;
- кадастровый план соответствующей территории;
- схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления (далее также - схема).
Воспользовавшись правом, предоставленным ст. 49 АПК РФ заявитель изменил требования, дополнив их требованием о признании Административного регламента по предоставлению Администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205 недействующим в целом.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на несоответствие оспариваемого постановления ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Земельному кодексу РФ, не предусматривающему такой самостоятельной муниципальной услуги, как утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Администрация считает оспариваемое постановление соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
В силу части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в совокупности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ, положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.96 основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц.
Из заявления о признании недействующим Административного регламента по предоставлению Администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205 следует, что заявитель оспаривает данный нормативный акт по основаниям его несоответствия статье 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части обязанности заявителя представлять для получения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории указанные документы и права Администрации города Сочи отказывать в предоставлении этой схемы при их непредоставлении (приостанавливать предоставление схемы), Земельному кодексу РФ, не предусматривающему такой самостоятельной муниципальной услуги, как утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В обоснование нарушения данным нормативным актом прав заявитель ссылается на лишение его в результате принятия оспариваемого постановления возможности получения от ответчика в установленном законом порядке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельного участка под зданием, которое заявитель намерен приобрести в г. Сочи для осуществления предпринимательской деятельности.
В силу статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 37 указанного Федерального закона полномочиями по решению вопросов местного значения наделена местная администрация.
Постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" утвержден Административный регламент по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.4.2 Административного регламента получатель муниципальной услуги прилагает к заявлению нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления.
Учитывая, что согласно пунктам 2.5.1. и 2.5.2. Административного регламента отсутствие одного из документов, указанных в пункте 2.4.2., является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги либо для приостановления ее предоставления, суд приходит к выводу о том, что Административным регламентом в пункте 2.4.2. предусмотрена обязанность получателя муниципальной услуги представлять вышеперечисленные документы при обращении за получением муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Однако, статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе; осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Поскольку правоудостоверяющие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления, Администрация города Сочи имеет возможность получить в порядке информационного взаимодействия от иных органов местного самоуправления и иных государственных органов, возложение такой обязанности на получателя муниципальной услуги не соответствует ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Оспариваемый пункт Административного регламента в той мере, в которой он возлагает на получателя муниципальной услуги обязанность по представлению указанных документов и возможность в случае их непредставления отказать или приостановить оказание услуги, нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Утвержденная постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" Инструкция о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предусматривающая в пункте 3.2.1 возможность приостановления выдачи схемы при непредоставлении заявителем документов, указанных в пункте 2.4. Инструкции, в той мере, в которой она возлагает обязанность на заявителя представить указанные в инструкции документы, не соответствует ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя в рассматриваемой сфере правоотношений.
С учетом изложенного пункт 2.4.2 Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" в части обязанности получателя муниципальной услуги приложить к заявлению нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления, утвержденный постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" пункт 3.2.1 приложения № 2 к постановлению Администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180, являются недействующими поскольку они противоречат положениям статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагая на него дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством обязанности.
В указанной части заявленные требования подлежат удовлетворению.
В остальной части вышеуказанные акты соответствуют ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Земельному кодексу Российской Федерации, поскольку не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, не возлагают на него дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством обязанности.
Так, пункты 2.5.1. и 2.5.2. Административного регламента при признании недействующим пункта 2.4.2. Административного регламента исключают возможность истребования от получателя муниципальной услуги не предусмотренных законом документов, исключая, тем самым, и возможность приостановления или отказа в оказании услуги по основаниям непредставления документов, указанных в пункте 2.4.2 Административного регламента. Остальные основания для отказа в предоставлении услуги либо для ее приостановления не противоречат закону, имеющему большую юридическую силу.
Довод заявителя о том, что Административный регламент противоречит Земельному кодексу РФ, не предусматривающему такой самостоятельный вид услуги, как выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, является несостоятельным.
Административный регламент не устанавливает основания для выдачи схемы, а лишь определяет порядок оказания данной услуги. То обстоятельство, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории выдается при предоставлении земельных участков по основаниям, установленным различными нормами Земельного кодекса (ст. 36, ст. 34, ст. 30, ст. 31) по смыслу Административного регламента не означает, что им установлена самостоятельная муниципальная услуга по отношению ко всем указанным нормам земельного законодательства. Таким образом, применение Административного регламента ограничивается теми случаями, когда схема выдается на основании заявления гражданина или юридического лица, например в случае, установленном пунктом 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Иного оспариваемый акт не устанавливает.
Инструкция о порядке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденная постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" и приложение № 1 к указанному постановлению не затрагивают прав заявителя, за исключением признанного недействующим пункта 3.2.1, поскольку указанной Инструкцией регулируются вопросы подготовки схемы, ее согласования и формы органами местного самоуправления, какие-либо обязанности на заявителя (получателя услуги) данная Инструкция не возлагает.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 167 - 170, 191 - 196 АПК РФ,
решил:
Признать недействующим утвержденный постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 г. № 205 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории"
пункт 2.4.2 Административного регламента по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги "Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" в части обязанности получателя муниципальной услуги приложить к заявлению нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, либо оригинал выписки из ЕГРП - при наличии объектов, копии правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок - при их наличии; справку градостроительной базы данных и дежурного плана города Сочи, выполненную с учетом сведений кадастрового плана соответствующей территории на актуальной топооснове; расчет минимальной площади земельного участка; технический паспорт (кадастровый паспорт) на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, - при наличии объектов; справку о присвоении (подтверждении) адреса объекта недвижимости (при наличии объекта на земельном участке), выданную Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи; кадастровый план соответствующей территории; схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную на актуальной топооснове М 1:500 по поручению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи и согласованную начальником Управления, как не соответствующий ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Признать недействующим утвержденный постановлением администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180 "О форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и инструкции о порядке подготовке схемы" пункт 3.2.1 приложения № 2 к постановлению Администрации города Сочи от 27.05.2009 г. № 180, как не соответствующий ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В остальной части в удовлетворении требований отказать, признать вышеуказанные акты в остальной части соответствующими ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Земельному кодексу Российской Федерации.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья:
О.А.ГРЕЧКО
Судьи:
М.М.ДАНЬКО
ЛЕВЧЕНКО О.С.
------------------------------------------------------------------