Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2014 по делу N А32-11901/2013 <О признании недействующим пункта 2 приказа РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.08.2012 N 25/2012-окк "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение и внесении изменений в отдельные приказы Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2014 г. по делу № А32-11901/2013

Резолютивная часть решения объявлена 29.01.2014.
Полный текст решения изготовлен 14.02.2014.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Бутченко Ю.В.,
судей Гладкова В.А., Руденко Ф.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником Котовой К.И.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью "ИВ-консалтинг", ст. Кущевская
к Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края, г. Краснодар

о признании недействующим пункта 2 Приказа от 15.02.2012 № 25/2012-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края"
при участии в заседании представителей:

от заявителей:
Руденок В.М. (директор, паспорт)

Адамов М.А. (доверенность от 01.04.2013);

Хомченко Д.Ю. (доверенность от 01.08.2013)
от заинтересованного лиц:
Скрипниченко А.О. (доверенность от 11.10.2013);

Аленина Т.А. (доверенность от 05.08.2013),

установил:


общество с ограниченной ответственностью "ИВ-консалтинг" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональной энергетической комиссии - Департаменту цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент, РЭК) о признании недействующим пункта 2 Приказа от 15.02.2012 № 25/2012-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края" в связи с несоответствием п. 5 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", п. 4 "Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, п. 3.1, 20, 31.1, 34 "Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, п. 5.1., 5.2. "Отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе Краснодарского края на 2011 - 2013 годы" (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ).
Представители заявителя поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, уточнениях к нему и письменных пояснениях. Считает, что оспариваемый пункт приказа не соответствует указанным нормам законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности; установление тарифов на холодную воду и водоотведение на регулируемый период для общества экономически необоснованными; общество ранее регулируемым видом деятельности не занималось, тариф устанавливался впервые; РЭК необоснованно завышены объемы реализации услуг холодного водоснабжения, занижены затрат общества на оплату труда, а также расходы по арендной плате основного оборудования.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что РЭК издан приказ от 15.08.2012 № 25/2012-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края", согласно пункту 2 которого установлен тариф на холодную воду и водоотведение для ООО "ИВ-консалтинг" с 15.09.2012 по 14.09.2013 - 43,48 руб./м3 и для населения - 51,31 руб./м3.
Данный Приказ РЭК опубликован в газете "Кубанские Новости" № 160 от 22.08.2012 и в соответствии с пунктом 8 приказа вступил в силу с 16.09.2012.
Заявитель, полагает, что указанный нормативный акт, в обжалуемой части, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Суд при принятии решения руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Организацией коммунального комплекса при этом признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Краснодарском крае таким органом является Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом, основами ценообразования и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В статье 3 Закона № 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов, одним из которых является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ. Также установлены принципы достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установления тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса.
Согласно части 1 статьи 7 названного закона финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, согласно части 5 статьи 9 Закона № 210-ФЗ орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных тарифов является их экономическая обоснованность.
Данный принцип закреплен и в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление № 520).
В силу части 3 статьи 13 Закона № 210-ФЗ - период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 210-ФЗ - тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 названного Федерального закона.
Из буквального толкования указанных положений Закона № 210-ФЗ следует, что в течение периода действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, которые должны быть не менее года, тарифы могут быть установлены с календарной разбивкой.

Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 4 Закона № 210 Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение (технологическое присоединение) к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (технологическое присоединение), надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; определяет федеральные органы исполнительной власти, утверждающие единую систему отчетности организаций коммунального комплекса и периодичность ее предоставления, методику проведения мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и иные методические указания и рекомендации в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также организующие методическое обеспечение органов местного самоуправления по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Постановлением № 520 утверждены Основы ценообразования, разработанные в соответствии с Законом № 210-ФЗ и определяющие принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Законом № 210-ФЗ и Постановлением № 520 разработаны Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания № 47).
Данные Методические указания предназначены для использования органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов и надбавок), регулируемыми организациями для расчета с применением регулируемых тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Законом № 210.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, и пунктом 11 Методических рекомендаций № 47 при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются: 1) метод установления фиксированных тарифов; 2) метод установления предельных тарифов; 3) метод индексации установленных тарифов.
В соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций № 47 для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования. В случае несогласия с предложенным регулируемой организацией методом регулирования орган регулирования может потребовать от регулируемой организации пересчет тарифов в соответствии с выбранным методом. Срок для пересчета тарифов не может составлять менее 30 дней.
О выборе регулирования методом установления предельных тарифов орган регулирования уведомляет регулируемую организацию за 60 дней до срока подачи документов на установление тарифов и предоставляет ей доступ к массиву данных мониторинга производственных программ в отношении организаций коммунального комплекса, отвечающих критериям сопоставимости для регулируемой организации, финансовые потребности которых являются основанием для установления предельных максимальных и предельных минимальных тарифов (далее - аналогичные организации), определенных органом регулирования.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
В соответствии с пунктами 23 - 25 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями № 47.
Для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат. К элементам затрат относятся: 1) материальные затраты; 2) затраты на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизация; 5) прочие затраты.
Перечень статей затрат и правила учета затрат на производство и реализацию товаров и услуг применительно к элементам и статьям затрат устанавливаются методическими указаниями № 47.
Согласно пунктам 26 - 28 Основ ценообразования, утвержденных постановлением № 520, для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные: 1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения; 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период; 4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке; 5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
Для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
В расходы, учитываемые при расчете финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, включаются дивиденды и другие расходы, осуществляемые за счет чистой прибыли организации коммунального комплекса.
Основанием для подачи предприятием заявления явился факт завышения РЭК объемов реализации услуг холодного водоснабжения, при утверждении тарифа занижены затраты общества на оплату труда, в утвержденном тарифе в полном объеме не учтены расходы на аренду муниципального имущества - объектов водоснабжения, т.е. основного оборудования.
В пунктах 14 и 15 Методических указаний № 47 определено, что метод установления фиксированных тарифов применяется органами регулирования до выбора метода установления предельных тарифов.
При установлении тарифов данным методом период регулирования составляет от 1 года и более по решению органа регулирования. Период регулирования должен соответствовать сроку реализации производственной программы.
Регулирование методом установления фиксированных тарифов может сочетаться с регулированием методом индексации.
Метод индексации установленных тарифов применяется при установлении тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, определяемых в порядке, установленном Правилами определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 № 316, влияющих на стоимость производимых ею товаров и услуг, в том числе при отклонении фактического роста потребительских цен и других показателей от потребительских цен и показателей, с учетом которых были установлены тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса на текущий период регулирования, и в иных случаях. При установлении тарифов данным методом в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса срок действия тарифов устанавливается до окончания первоначального периода регулирования тарифов.
Согласно Приложению к оспариваемому Приказу для ООО "ИВ-Консалтинг" установлен объем реализации услуг 2 269 860 куб. м.
Согласно п. 20 Методических указаний № 47 для целей расчета тарифа используется: прогнозный объем реализации товаров (услуг) на предстоящий период регулирования (год, при установлении долгосрочных тарифов), определяемый регулируемой организацией на основании данных прошлых лет с учетом сложившейся динамики, а также прогнозов по подключению новых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - расчетный объем реализации товаров (услуг).
В пункте 21 Методических указаний № 47 установлено, что оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность. При необходимости, экспертиза осуществляется экспертной организацией, привлекаемой для этих целей регулирующим органом в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ООО "ИВ-консалтинг" ранее регулируемым видом деятельности не занималось, тариф устанавливался впервые.
Ранее, до ООО "ИВ-консалтинг", водоснабжение на территории Кущевского района осуществляло ООО "Югводоканал" в лице филиала "Ейский групповой водопровод".
Общество в обоснование завышения объемов реализации ссылается на письмо ООО "Югводоканал" № 257 от 26.02.2013 "Об объемах реализации услуг водоснабжения" филиал "Ейский групповой водопровод" реализовал услуги водоснабжения потребителям Кущевского района за 2010 - 2011 годы в следующих объемах за 2010 год - 1 304 474 м3; за 10 месяцев 2011 года - 1 211 087 м3. В дело также представлено письмо ООО "Югводоканал" № 938 от 04.09.2013 об объемах подъема и поставки на территорию Кущевского района, письмо администрации МО Кущевский район от 26.08.2013 к статистической форме отчетности 1 водопровод за 2010 - 2012 годы с приложениями.
Вместе с тем данные сведения и письма общество при подаче заявления на установление тарифов не представляло, указанные сведения в расчете объемов реализации общества не учитывались, тарифы установлены приказом от 15.08.2012 № 25/2012-окк.
В рассматриваемом случае объем реализации рассчитан РЭК исходя из объемов добычи воды, объема покупки воды у сторонней организации и нормативных неучтенных расходов и потерь воды, рассчитанных и согласованных ГУП КК "Кубаньводкомплекс".
Объем добычи воды в размере 903,72 тыс. м3 учтен в расчете тарифа по данным ООО "ИВ-консалтинг".
Объем покупки воды в размере 2535,46 тыс. м3 учтен на основании заключенного договора 01.05.2012 № 6 и соответствует в полном объеме заявке ООО "ИВ-консалтинг".
Обществом предоставлен рассчитанный ГУП КК "Кубаньводкомплекс" и согласованный с руководителем ООО "ИВ-консалтинг" уровень потерь в размере 34,0%, который учтен РЭК при формировании тарифов на услуги водоснабжения.
Исходя из заявленных ООО "ИВ-консалтинг" объемов добычи воды, покупки воды и утвержденных нормативных потерь воды в размере 34,0% РЭК определен объем реализации услуг в размере 2269,86 тыс. м3 (расчет тарифа на холодную воду ООО "ИВ-консалтинг", Кущевский район, на 2012 год).
На момент принятия оспариваемого приказа и установления тарифа в подтверждение объема реализации услуг в объеме 1771,18 тыс. м3 ООО "ИВ-консалтинг" не представлены заключенные договоры с потребителями услуг холодного водоснабжения, сведения о динамике изменении объемов реализации услуг за 3 года, предшествующих периоду регулирования. Также, ООО "ИВ-консалтинг" не представлялось к рассмотрению тарифов информации соответствующей письму ООО "Югводоканал" филиал "Ейский групповой водопровод" № 257 от 26.02.2013 "Об объемах реализации услуг водоснабжения". Филиал "Ейский групповой водопровод" прекратил свою деятельность, в распоряжении РЭК отсутствовала информация об объемах реализации за 3 предыдущих периоду регулирования года. Доказательств обратного не представлено.
Также заявитель считает, что в тарифе, утвержденном РЭК в полном объеме в нарушение требований п.п. 3.1. п. 31.1 и п. 31 Методических указаний № 47 не учтены расходы на аренду муниципального имущества - объектов водоснабжения, т.е. основного оборудования.
В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 31.1., а также пунктом 31 Раздела IV.I. "Правила расчета финансовых потребностей по реализации производственной программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения" указанных Методических указаний № 47 установлено, что к прямым расходам при транспортировании воды относятся расходы по аренде основного оборудования.
Материалы дела свидетельствуют, что общество использует в качестве основного оборудования сети водоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования Кущевский район, а также Кущевского, Новомихайловского, Красносельского, Среднечубуркского, Краснополянского, Раздольненского, Глебовского, Ильинского, Кисляковского, Первомайского, Шкуринского, Полтавченского сельских поселений муниципального образования Кущевский район, арендуемые ООО "ИВ-консалтинг" на основании заключенного договора аренды муниципального имущества - объектов водоснабжения № 10 от 28.04.2012, зарегистрированного в соответствии с требованиями действующего законодательства в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 14.05.2012.
Арендуемые сети водоснабжения (магистральные и разводящие) непосредственно используются для доставки воды потребителям на территориях Кущевского, Новомихайловского, Красносельского, Среднечубуркского, Краснополянского, Раздольненского, Глебовского, Ильинского, Кисляковского, Первомайского, Шкуринского, Полтавченского сельских поселений муниципального образования Кущевский район.
В соответствии с условиями подпункта 4.1 договора № 10 арендатор уплачивает арендную плату за указанное имущество в размере 25 (двадцать пять) процентов от прибыли, полученной арендатором в результате использования имущества, но не ниже 3,8 процента от суммы выручки, полученной арендатором от реализации воды в Кущевском районе (включая НДС).
Копия указанного договора и расчет суммы арендной платы (из учета 3,8% процента от выручки) подлежащей уплате в бюджет, были переданы в РЭК в составе тарифной заявки ООО "ИВ-консалтинг".
Однако, при расчете и установлении тарифов для ООО "ИВ-консалтинг", данные расходы были учтены не в полном объеме.
Так, ООО "ИВ-консалтинг" была заявлена сумма расходов по статье затрат "Арендные платежи" на общую сумму 11457,935 тыс. рублей, в том числе "Аренда водопроводных сетей (водоканала) 5950,000 тыс. руб., а была утверждена сумма в размере 1500,00 тыс. рублей.
Из экспертного заключения от 10.08.2012 следует и согласно выписке из протокола заседания правления РЭК № 30 от 15.08.2012 обществом были запланированы расходы в размере 11457,93 тыс. руб. В расчете тарифа учтено средств - 1500,0 тыс. руб. Из расчета исключены расходы за пользование транспортными средствами сторонних организаций.
Общество считает, что расчет РЭК на аренду оборудования произведен не верно, ссылаясь на текущие показатели выручки регулируемого периода 3 квартал 2012 года по 3 квартал 2013 года, достигнутые после установления оспариваемых тарифов.
Как следует из определения договора аренды (ст. 606 ГК РФ), условие об арендной плате относится к числу существенных условий любого договора аренды.
При этом в РЭК был представлен договор аренды, заключенный между управлением муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кущевский район и ООО "ИВ-Консалтинг", согласно п. 4.1 которого "Арендатор уплачивает арендную плату в размере 25% от прибыли, полученной арендатором в результате использования имущества, но не ниже 3,8% от суммы выручки, полученной Арендатором от реализации воды в Кущевском районе (включая НДС)".
При формировании тарифа на холодную воду РЭК руководствовался положениями действующего законодательства на момент установления тарифа.
Согласно п. 32 Методических указаний № 47 и п. 26 Основ ценообразования № 520, для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные: 1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения; 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период; 4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке; 5) данные, полученные по результатам экспертиз экспертных организаций, привлеченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В связи с тем, что в договоре от 28.04.2012 отсутствует фиксированная цена (стоимости) услуги, расходы по арендной плате за имущество в расчете тарифа на холодную воду РЭК не были учтены. Кроме того, на момент установления тарифа на холодную воду, РЭК не имел возможности определить выручку организации от реализации холодной воды. Необходимая валовая выручка, определенная при расчете тарифа, не является полученной выручкой от реализации услуг. Полученная выручка реализации услуг - услуги отгруженные и оплаченные.
Также определить размер арендной платы от прибыли, полученной арендатором, РЭК не имел возможности, в связи с тем, что при формировании тарифа расходы по данной статье не запланированы. К установлению тарифа организацией не были предоставлены расчеты и обосновывающие документы.
Ссылка общества в обоснование требований по завышению объемов реализации и занижению расходов на аренду на то, что оно не реализует в текущем периоде услуги водоснабжения в объеме, установленном РЭК, и выручка от реализации воды составила суммы близкие к заявленным обществом, не может быть принята во внимание, поскольку экономические показатели регулируемого периода, не могут являться основанием для вывода о необоснованности установленных тарифов на текущий период, а подлежат учету при установлении тарифа на следующий период регулирования, поскольку пунктом 24 Методических указаний № 47 установлено, что в случае, если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов и надбавок, в том числе расходы, связанные с незапланированным ростом цен на товары (услуги), приобретаемые в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, эти расходы учитываются при установлении тарифов и надбавок на следующий после получения отчетности период регулирования. Данная величина определяется отдельно по расходам, связанным с реализацией производственной и инвестиционной программ.
С учетом изложенного доводы общества в указанной части не приняты судом.
Общество указывает, что в тарифе, утвержденном РЭК, занижены затраты на оплату труда. Затраты сформированы РЭК не в соответствии с отраслевым тарифным соглашением. В результате размер фонда оплаты труда ООО "ИВ-консалтинг" оказался заниженным и составил - 30 841,41 тыс. руб. по отношению к необходимому размеру фонда оплаты труда - 55 187,59 тыс. руб.
Произведенный РЭК расчет суммы расходов ООО "ИВ-консалтинг" на оплату труда исходя из тарифной ставки первого разряда в размере 3500 рублей не обоснован.
Из материалов дела следует, что РЭК при изменении расчетных показателей общества на оплату труда и формировании расходов по заработной плате РЭК руководствовался следующим.
Согласно письму от 15.07.2008 Общероссийского профсоюза работников жизнедеятельности подготовлены изменения и дополнения в Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ на 2008 - 2010 годы, предусматривающие повышение с 01.01.2009 базового размера месячной тарифное соглашение в ЖКХ до уровня 3500 рублей.
Кроме того, согласно письму ФСТ России от 07.12.2011 № НБ-9895/5 при расчете тарифов организаций коммунального комплекса учитывается ставка рабочего первого разряда в размере 3500,0 рублей с применением индексов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. (1,079) и 2012 г. (1,051).
В результате ставка рабочего первого разряда составила 3969,1 рублей (3500*1,079*1,051) и учтена при определении расходов на оплату труда.
Согласно п. 27 Основ ценообразования для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Согласно пункту 31.1 Методических указаний № 47 при определении связанных с производством и реализацией товаров (услуг) расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль, отдельно по каждому виду регулируемой деятельности, используется соответствующая группировка затрат по стадиям производства, в частности, в системах холодного водоснабжения: затраты на оплату труда.
В пункте 34 Методических указаний № 47 установлено, что для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями.
Таким образом, для организаций, осуществляющей регулируемый вид деятельности впервые, органы регулирования для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями.
В соответствии со ст. 48 ТК РФ "...если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему (отраслевому тарифному соглашению), то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Также данной статьей установлено, что в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Непредоставление предприятием коллективного договора, положения об оплате труда и прочих документов не является основанием для формирования фонда оплаты труда работников не на основе отраслевого тарифного соглашения. Основанием может являться только мотивированный оформленный должным образом и зарегистрированный в федеральных органах письменный отказ.
Из материалов дела следует, что при расчете указанного показателя затрат общество руководствовалось отраслевыми тарифными соглашениями, поскольку у общества отсутствует предшествующий период регулирования. ООО "ИВ-консалтинг" ранее за установлением тарифа не обращалось; мотивированный письменный отказ по ст. 48 ТК РФ не предоставляло.
"Соглашение о внесении изменения в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 01.01.2011 по 01.01.2014 (Москва, 24 марта 2011 г. N№ с-03/1, 01/70-в)" официально опубликовано 03.06.2011.
Данным отраслевым соглашением установлено, что согласно пункту 2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 01 января 2011 года по 01 января 2014 года, достигли договоренности об установлении с 01 января 2012 года базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях жилищно-коммунального комплекса, газификации, эксплуатации газового хозяйства Российской Федерации в размере не ниже 4473 рублей". Данная тарифная ставка складывалась из установленного Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ, уровня инфляции, не превышающего 6,5 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года), что соответственно предполагало повышение тарифных ставок рабочих первого разряда в указанных организациях с 01 января 2012 года до 4473 рублей (4200 x 1,065).
ООО "ИВ-консалтинг" рассчитывало штатное расписание на основании письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края № 70-3541/11-08/02 от 08.12.2011 "О внесении изменений в "Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе Краснодарского края на 2011 - 2013 годы", согласно которому установлен размер базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в организациях жилищно-коммунального комплекса и топливно-энергетического комплекса края в размере не ниже 4 473 рубля. В связи с тем, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края с 1 января 2013 года установил размер базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в организациях жилищно-коммунального комплекса и топливно-энергетического комплекса края в размере не ниже 4741 рубля.
ООО "ИВ-консалтинг" в связи с осуществлением регулируемого вида деятельности проводило расчеты по заработной плате в соответствии с п. 27 Основ ценообразования и п. 34 Методических указаний № 47.
Следовательно, РЭК обязано было руководствоваться при определении размера фонда оплаты труда "Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе Краснодарского края на 2011 - 2013 годы" и принять расходы на оплату труда в заявленном обществом размере.
Таким образом, в результате занижения РЭК в тарифе затрат на оплату труда, ООО "ИВ-консалтинг" не получил объема денежных средств, достаточного для соблюдения прав работников, установленных трудовым законодательством.
Довод РЭК о том, что при утверждении приказом № 25/2012-окк и установлении тарифа он руководствовался предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по каждому муниципальному образованию (городскому округу, городскому и сельскому поселению) Краснодарского края на 2012 год в размере 112% (согласно приказу РЭК от 05.10.2011 № 21/2011, принятым во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 708 "Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги", Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 708 "Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги") не основан на нормах права, действующего в период установления тарифа.
Так части 1 - 7 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" регламентирующие порядок установления и применения предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действовали до 01.01.2012, то есть до рассмотрения тарифного дела общества.
При рассмотрении дела РЭК не представил доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность непринятия затрат Общества на момент утвержденного тарифа, в связи с чем применение предельного индекса без установления экономически обоснованного расчета тарифа суд признать правомерным не может.
С учетом изложенного нормативный правовой акт в оспариваемой обществом части не соответствует п. 5 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования № 520, п. 31.1, 34 Методических указаний № 47, п. 5.1., 5.2. "Отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе Краснодарского края на 2011 - 2013 годы" и нарушает права и законные интересы заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере регулируемой деятельности, поэтому суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:


Признать недействующим пункта 2 Приказа Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 15.02.2012 № 25/2012-окк "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края" как несоответствующем п. 5 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "Основам ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, п. 31.1, 34 "Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, п. 5.1., 5.2. "Отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе Краснодарского края на 2011 - 2013 годы".
Взыскать с Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "ИВ-консалтинг" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа суд.

Председательствующий
Ю.В.БУТЧЕНКО

Судьи
В.А.ГЛАДКОВ
Ф.Г.РУДЕНКО


------------------------------------------------------------------